0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самодельный динамометрический ключ: как сделать своими руками

Самодельный динамометрический ключ: как сделать своими руками

Время на чтение: 6 минут

Каждому опытному автолюбителю или профессиональному мастеру известно, что многие детали в автомобиле требуют особого усилия при затяжке. Так, если на гайку будет передан момент, недостаточный для её полного затягивания, она может разболтаться при движении, и, напротив, перетянув крепёж, можно обеспечить деформацию детали.

Именно поэтому динамометрический ключ — одна из важнейших составляющих набора инструментов каждого специалиста. Однако стоит он достаточно дорого, и некоторые умельцы изготавливают инструмент своими руками.

Динамометрический ключ

Какие динамометрические ключи бывают: разновидности и особенности

Существуют три разновидности динамометрических ключей:

  • стрелочный;
  • щелчковый;
  • электронный.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочный динамометрический ключ – это самый простой в эксплуатации вариант, не требующий особой настройки. Также он обладает наименьшей стоимостью, что позволяет сэкономить при покупке. Но присутствует и недостаток: стрелочный ключ имеет погрешность, и из-за этого можно недотянуть или перетянуть соединения. В настоящее время такой тип динамометрических ключей применяется редко.

Щелчковый динамометрический ключ отличается от других видов принципом работы. Сигналом о достижении нужного момента силы служит характерный щелкающий звук. Для выставления подходящего параметра у основания ручки присутствует специальная установочная шкала, где и нужно выбрать рекомендованное значение. Недостаток у этого варианта заключается в том, что из-за внешних воздействий (падений, ударов) он может получить повреждения, что приведет к некорректной работе. По сравнению со стрелочным он имеет более высокую точность. В процессе эксплуатации он требует периодической проверки и настройки.

Электронный динамометрический ключ имеет цифровую шкалу. Его основное достоинство заключается в повышенной точности. Здесь погрешность не превышает 1% против 10% и 5% у стрелочных и щелчковых моделей. Помимо показаний шкалы этот прибор имеет возможность звукового оповещения, что упрощает процесс затяжки. Минусом электронного ключа является высокая стоимость. Обычно их применяют в специализированных автомастерских. Использовать электронные ключи следует с особой осторожностью, чтобы избежать негативных воздействий на него.

Хранить динамометрический ключ для легкового автомобиля необходимо только с установленными нулевыми значениями.

Важно понимать, что при эксплуатации любого из ключей необходимо соблюдать определенные правила. Инструмент нужно подбирать таким образом, чтобы требуемое значение находилось не слишком близко к критическим показателям. Работать необходимо так, чтобы никогда не превышать максимального параметра. Хранить динамометрический ключ для легкового автомобиля или для другого транспорта необходимо только с установленными нулевыми значениями.
Задумываясь над тем, какой динамометрический ключ выбрать, необходимо понимать цели его использования. Если владелец авто планирует приобрести инструмент для личного пользования, то оптимальным вариантом станет щелчковый тип. Электронные же обычно закупаются для работы в автосервисах. Конечно, при покупке важно обращать внимание и на производителей.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть.

Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания, превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет именно в конструкции храповика. Он позволяет шестерне прокручиваться в любую сторону.

Читать еще:  Гидрофобный лабиринт своими руками

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы.

Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

Складной болт от «Камы» обновил термоусадкой.

Отступив от края баллонного ключа, я просверлил отверстие на 8 мм. Дальше с помощью конусного сверла расширил отверстие до 9 мм с одной стороны и 11мм с другой.

В 9 -мм отверстии нарезал резьбу на 10 мм.

Болта на 10 мм нужной длины у меня не оказалось, и пришлось применить шпильку с гайкой длиной примерно 40 мм.

Закрутил импровизированный болт и собрал всю конструкцию.

Как пользоваться щелчковым ключом?

В принципе применение такого инструмента немного отличается от эксплуатации других видов изделий. Но все же есть нюансы, требующие пристального рассмотрения. Интуитивно можно сообразить, что пользоваться таким инструментом необходимо в ситуациях, требующих определенного показателя усилия.

В своем большинстве они позволяют затягивать элементы по часовой стрелке, но есть и обратного направления инструменты. Реверсивные модели объединяют в себе оба качества.

При покупке инструмента в магазине комплектом прикреплена подробная инструкция, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа. Это нужно не только для точного выполнения поставленных задач, но и для продления срока службы инструмента.

Очень важный момент заключается в том, что плечо рычага нельзя удлинять трубой или другим самодельным устройством. В противном случае точность намного падает.

Подход к работе тем или иным инструментом зависит от вида. Щелчковый предельный ключ в первую очередь требует выставления нужного значения ньютон-метров.

Для этого надо провести следующие манипуляции:

  1. Ослабить гайку, отвечающую за «стоп».
  2. На шкале зафиксировать необходимую нагрузку с помощью рукоятки.
  3. Ввести в стабильное положение стопорной гайкой.

На неподвижную часть рукоятки нанесены грубые значения усилия, на поворотную – точные. Комбинируя их, возможно достичь желаемого результата. После этого можно приступать к работе. При достижении необходимого результата раздастся характерный звук в виде щелчка – резьбовое соединение зажато.

При использовании таких изделий можно не обращать внимания на угол перекашивания головки относительно болта или гайки. Усилия будут равномерно распределяться по поверхности детали, не нанося ущерб точности. И благодаря звуковому сигналу можно работать с таким ключом практически вслепую. Но при всем при этом нужно строго соблюдать заводские указания.

Читать еще:  Изготовление «тирольской палочки» своими руками

Работа электронным ключом требует более щепетильного отношения. Главным преимуществом является возможность регулировать усилие в пределах десятых, а то и сотых долях ньютон-метра.

Все довольно просто. Однако, чтобы устройство прослужило долго, надо не только знать, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, но и как за ним ухаживать.

Заключается он в таких моментах:

  1. Эксплуатировать инструмент исключительно в пределах критических диапазонов во избежание преждевременного износа.
  2. Периодически проводить тестирование или поверку, чтобы показатели не сбивались от намеченных на шкале цифр.
  3. Не превышать установленные на приборе показатели, ведь он может банально сломаться.
  4. Осматривать регулярно после применения на предмет механических или физических повреждений корпуса или подвижных элементов.
  5. Хранить инструмент исключительно в сухих местах.
  6. На сбережение оставлять устройство только с выставленным на нулевое значение регулятором.

Таблица усилий затяжки метрических болтов

Усилие указано в Ньютон-метрах.

Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?

Существуют два конструктивных решения: ограничение крутящего момента, и визуальный контроль процесса. Рассмотрим каждое из них детально.

Так называемая трещотка

Внешне мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцовые головки. Собственно, это она и есть.

Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания, превратил обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет именно в конструкции храповика. Он позволяет шестерне прокручиваться в любую сторону.

По направлению возврата, когда вы отводите рукоять для следующего оборота головки, усилие минимально. А вот в рабочем направлении, где применяется усилие, зуб храповика соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.

В рукоятке хвостовика, расположена вращающаяся насадка. Она регулирует натяжение пружины храпового механизма.

Как работает система?

При достижении выставленного значения момента, шестерня трещотки начинает проскакивать. Рукоять проворачивается с характерным звуком, а гайка не закручивается.

Динамометрический ключ с трещоткой является полуавтоматическим. Он дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их перетянуть.

Измерительная шкала

Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к поворотному механизму подсоединен стрелочный либо цифровой динамометр. Когда к рукоятке прилагается усилие, стрелка отклоняется, и можно фиксировать значение приложенной силы.

Принцип работы достаточно прост: стрелка сохраняет неизменное положение относительно головки ключа, а рукоятка изгибается, как пружинный торсион. В результате шкала смещается по отношению к кончику стрелки пропорционально приложенному усилию.

Недостаток данной модели – нет автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, которое прилагается к рукоятке. Это позволяет произвести более точное измерение (в отличие от трещотки, которая работает дискретно), но есть вероятность механической ошибки при дозировании усилия.

Самодельный динамометрический ключ на базе трещотки сделать сложно, технология требует наличия металлообрабатывающих станков и прецизионной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.

Момент затяжки и порядок затяжки болтов ГБЦ

Разным моделям двигателей требуются различные усилия для затяжки головки блока. Имеются различия и в порядке затягивания болтов крепления. Все эти сведения указаны в паспорте двигателя. Ещё раз подчеркнём важность правильного выполнения затяжки и соблюдения величины её момента.

Начинается затяжка крепления ГБЦ всегда со средних болтов. Это правило нужно соблюдать потому, что необходимо обеспечить наиболее плотное прилегание сопрягающих поверхностей. Каждая ГБЦ клапанного двигателя должна быть установлена без перекосов и ненужного напряжения металла. Затяжка резьбовых соединений обязательно делается в несколько заходов. Важно соблюдать постоянство усилия для каждого болта в каждом заходе.

Как осуществляется измерение затяжки

Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:

  • Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
  • Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
  • Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
  • Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.
Читать еще:  Кровать с подсветкой изголовья своими руками

Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками?

Для чего предназначен динамометрический ключ — понятно любому автомобилисту. Для правильной затяжки с заданным моментом силы (усилием) определенных резьбовых соединений. Как правило, это гайки ступиц колес, болты головок БЦ и т.д. Но можно ли сделать такой инструмент своими руками?

Ответ: можно. Но тут встает второй вопрос: нужно ли? А вот здесь ответ менее категоричен: не всегда.

Если позволяют финансы лучше, конечно, приобрести готовый инструмент. Фирм Ombra или Jonesway, например (обе тайваньские). Цена, правда, кусачая — может перевалить за 350$. Не хило, не каждый себе позволит. В этом случае приходится экстренно мастерить собственноручно какой-то аналог.

Динамометрический ключ своими руками представляет собой комбинацию из стандартного торцевого ключа плюс кантера. Умельцы давно делают подобные конструкции и выкладывают их в Сети:

Нужно только немного вспомнить физику. В паспортных данных на авто усилие затяжки может быть выражено в НМ. Под 1НМ понимается сила в один Ньютон, которая перпендикулярно приложена к рычагу, имеющему длину в один метр. Поскольку метровым рычагом орудовать неудобно, используем обычный ключик, держа в уме соотношение: 1/L=H, где L, естественно, длина ключа, а H — приложенная к нему сила в Ньютонах. И еще помним, что 1Н ≈ 0,102 кгс, иными словами 100 граммам.

Результаты подсчета самоделки будут немного грубыми, но сделать затяжку с нужным усилием и при этом не сорвать резьбу вполне достижимо после некоторой тренировки.

Практическую работу динамометрического ключа, смастеренного самостоятельно, можно увидеть в этом видео:

Несколько кустарно, конечно, нужно приноровиться, но в безвыходной ситуации данный метод может сработать. Есть деньги – приобретаем «фирму» со стрелочной или цифровой индикацией. Недорогие модели динамометрических ключей можно купить на 25-37$, не придется мастерить аналог своими руками.

2 Oтвет на Можно ли сделать динамометрический ключ своими руками?

У меня тайваньский. С ним Шкоду проверять одно удовольствие. Что дорого — да. Но вот эти все самоделкины… сомнительно это все.

Не совсем так. Как раз среди инструментов, сделанных своими руками, порой встречаются уникальные вещи.

Написать ответ Cancel reply

  • О тюнинге
    • Общие вопросы
    • ГАЗ
    • ВАЗ
    • УАЗ
  • Автоаксессуары
  • Автомобильные масла и смазки
  • Автохимия
  • Азы ремонта
    • Это можем сами
  • Полезности, советы
  • Водительский опыт
    • Минусы и выводы
  • Немного об экономии
  • Автоновости
  • Новости растаможки
  • Востребованный инструмент
    • Очистительное оборудование
    • Съемники
    • Шиномонтажное оборудование

Свежие комментарии

  • Teor21 к записи Реальные отзывы владельцев о машине Лада Веста, недостатки и минусы
  • Александр к записи Реальные отзывы владельцев о машине Лада Веста, недостатки и минусы
  • Владимир К. к записи Что можно сказать об амортизаторах LYNX?
  • К к записи Последние новости о растаможке в Армении в 2020 году, калькулятор и ставки
  • Никита к записи Что можно сказать об амортизаторах LYNX?

Пишите нам

Ваше сообщение было успешно отправлено. Спасибо!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector