3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать свирель своими руками

Автор: пользователь Ostrou

Введение

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Расчёты

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице «ноты-частоты». Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Читать еще:  Воблер из зубной щетки своими руками

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.

Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.

Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.

Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта «2.3» тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта «2.2» тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Флейта «2.9» тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. 😉 Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта «2.0» тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Из чего состоит инструмент?

Как уже было сказано, флейта состоит из трубки с игральными отверстиями и свистка (это мундштук).

Форма трубок может быть различной, как и материал, из которого она создана (сосна, орешник, ясень, клен).

Для мягкой сердцевины инструмента можно использовать черемуху, иву или бузину.

В зависимости от желания и фантазии народных умельцев меняется внешний вид инструмента. Мастер может изменять и количество дырочек, которые влияют на звучание нот. Чем больше звуков, тем богаче и красочней будет мелодия.

Интересно отметить, что существуют двойные флейты, у которых один общий мундштук.

В настоящее время сопель делают из дерева и пластика. А как сделать дудочку в домашних условиях? Давайте разберем несколько способов, с помощью которых можно создать музыкальный инструмент. Но для начала приготовим все необходимое.

Возьмем стебель (он растет по берегам рек и на болотах) и, наконец, узнаем, как сделать дудочку из камыша.

  • Обрезать его до необходимой длины: она может изменяться по вашему желанию.
  • Зачистить с внутренней стороны с помощью наждачной бумаги.
  • Отмерить пару сантиметров от края и вырезать сверху прямоугольник (это отверстие свистка).
  • Сформировать угол отверстия свистка (45 градусов) с помощью надфиля.
  • Затем берем кусочек дерева и подгоняем его под диаметр трубки.
  • Как только размер подобран, нужно намазать дерево клеем и вставить в стебель камыша.
  • Прожечь дырочки, ориентируясь на звуковой прибор. Помните, чем шире отверстие — тем выше нота.
  • Последним необходимо прожечь отверстие рядом со свистком, на нижней поверхности.

Для настройки инструмента можно использовать специальный прибор – тюнер, он поможет отрегулировать высоту звучания каждой ноты.

Другие варианты

Существуют и другие разнообразные варианты изготовления флейты в домашних условиях.

Из бамбука

Создание свирели из бамбука – дело сложное. Помимо инструментов, необходимы аккуратность и терпение. Ошибка может привести к провалу.

Потребуются следующие предметы:

  • стебель бамбука (можно приобрести высушенный бамбук или посушить его дома);
  • металлический стержень диаметром 12-15 мм;
  • газовая горелка (также можно развести костёр, если есть такая возможность);
  • ухватка или прочное полотно;
  • пила по металлу;
  • фломастер;
  • наждачка №2 или №1;
  • старое сверло с диаметром в 4-6 мм;
  • плоскогубцы;
  • мерная лента;
  • льняное масло и тряпка.

Технология изготовления выглядит следующим образом.

  1. Отрезать кусок бамбука длиной 40-50 см таким образом, чтобы с одного конца он был закрыт перегородкой.
  2. На расстоянии 20-25 мм от конца сделать отметину. Отступить 1,5 см. Сделать ещё отметины, отступая между ними 20-25 мм.
  3. Нагреть металлический прут докрасна, чтобы вычистить ненужные волокна. Нужно обязательно пользоваться ухваткой, иначе ожогов не избежать. После того как стержень раскалится, его вставляют с открытой стороны бамбука и давят, чтобы убрать лишние перегородки. Секцию в конце нужно оставить.
  4. Сверло нагревается. Отмеченные отверстия выкручиваются зажатым в плоскогубцах сверлом вручную. Если сверлить, то бамбук треснет.
  5. С помощью наждачки удаляются остатки после выжигания дырочек.
  6. Готовая флейта покрывается слоем льняного масла.

Из дерева

Дерево – превосходный материал для изготовления инструментов. Его особенностью является глубокое звучание. Смастерить из дерева можно продольную свирель. В отличие от поперечной, она имеет семь отверстий спереди и одно сзади. Также два нижних отверстия нередко делают раздвоенными. Для изготовления будут нужны два деревянных бруска. Параметры таковы: длина – 30 см, ширина – 2 см, высота – 1 см.

Для свирели подойдут кленовые, грушевые и эбеновые бруски.

Дополнительные комплектующие:

  • небольшая круглая деревяшка (длина детали должна быть не более 4 см, а диаметр – 1,5 см);
  • линейка;
  • карандаш;
  • полукруглый резец;
  • струбцины;
  • тиски;
  • дрель и свёрла от 0,6 до 4,5 мм;
  • нож;
  • наждачка;
  • клей ПВА;
  • надфиль;
  • тюнер;
  • морилка или лак по дереву.

Ход работы следующий.

  1. В отличие от бамбука, бруски из дерева не бывают округлой формы, поэтому нужно отметить внутренний желобок свирели. С одного края ширина составляет 1,5-2 см, с другого – 1-1,5 см.
  2. Зажав деревяшку в тисках, начинают работу резцом.
  3. Убрав лишнюю древесину, обе детали ошкуривают изнутри наждачкой.
  4. На расстоянии 4 см от широкого края заготовки отмечается прямоугольник 5х7 см. Сверлом на 4,2 мм высверливаются 3 одинаковых отверстия, которые сливаются в один овал. При помощи надфиля овал превращается в прямоугольник. Затем с одной стороны дерево стачивается под углом 30-45 градусов. Свисток свирели готов.
  5. Затем детали соединяются клеем ПВА и оставляются в струбцинах на несколько часов.
  6. Высохшую заготовку закупоривают круглой деревяшкой.
  7. При помощи ножа деталь остругивают и шкурят. Для удобства сзади свирели делают срез.
  8. Размечают отверстия следующим образом: первое идет в 6 см от нижнего края, остальные – с интервалом в 2 см.
  9. Чем больше отверстие, тем выше звук свирели, поэтому настройка инструмента и высверливание отверстий проводятся параллельно. Настраивают флейту на открытых нотах.
  10. По окончании работы свирель покрывают лаком по дереву. Можно использовать как матовые, так и глянцевые лаки. Декор зависит от личных предпочтений.
Читать еще:  Коптильня из старой бочки своими руками

Искусство создания инструмента

Описание работы доказывает, что изготовить свирель – не такая уж невыполнимая задача. Но как сделать флейту не просто красивой вещицей, а полноценным инструментом, на котором можно будет исполнять прекрасную музыку?

Главное — нужно тщательно подойти к созданию игральных отверстий и свистка – именно они отвечают за чистоту звука. При этом дудочка должна быть не тяжеловесной, а легкой, как и музыкальные звуки, которые предстоит из нее извлекать.

Глиняная панфлейта

При желании можно изготовить панфлейту из глины. Представим вашему вниманию несколько вариантов изготовления инструмента:

  1. Из куска густой глины лепят флейту. Затем при помощи палочки делают в ней отверстия. Этот способ отличается простотой, но подходит только для очень маленьких и «высоких» инструментов.
  2. Сначала изготавливают набор палочек. Они должны соответствовать по форме внутренним поверхностям каналов в панфлейте. Эти палочки делают чаще всего из воска. Затем палочки скрепляют за непокрытые воском кончики. Дальше эту конструкцию покрывают глиной, то есть, изготавливают саму панфлейту вокруг уже собранных вместе отверстий. При обжиге воск плавится и вытекает из глины.
  3. Крутой глиняный замес оборачиваем вокруг отдельной палочки. Затем обернутые глиной трубки прижимаем друг к другу и обжигаем. Получается флейта.
  4. Готовят очень жидкую глину. Делают отдельные палочки, потом эти трубки макают в глину. Макать надо несколько раз. В результате, слой за слоем, набирается нужная толщина и панфлейта готова.

Вот те основные способы изготовления панфлейты, которые известны среди любителей и, надеемся, пригодятся и вам. Желаем удачи!

Автор: пользователь Ostrou

Введение

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Расчёты

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Читать еще:  Как сделать крышу своими руками

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице «ноты-частоты». Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.

Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.

Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.

Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта «2.3» тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта «2.2» тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Флейта «2.9» тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. 😉 Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта «2.0» тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Из чего состоит инструмент?

Как уже было сказано, флейта состоит из трубки с игральными отверстиями и свистка (это мундштук).

Форма трубок может быть различной, как и материал, из которого она создана (сосна, орешник, ясень, клен).

Для мягкой сердцевины инструмента можно использовать черемуху, иву или бузину.

В зависимости от желания и фантазии народных умельцев меняется внешний вид инструмента. Мастер может изменять и количество дырочек, которые влияют на звучание нот. Чем больше звуков, тем богаче и красочней будет мелодия.

Интересно отметить, что существуют двойные флейты, у которых один общий мундштук.

В настоящее время сопель делают из дерева и пластика. А как сделать дудочку в домашних условиях? Давайте разберем несколько способов, с помощью которых можно создать музыкальный инструмент. Но для начала приготовим все необходимое.

Изящный инструмент своими руками

Надеемся, эта статья помогла вам разобраться в том, как сделать дудочку из различных материалов.

Теперь вы и сами можете найти, из чего изготовить этот чудесный инструмент: главное, чтобы предмет был пустотелым и достаточно прочным.

Немного терпения и усилий, и у вас в руках будет отличный инструмент. А, главное, больше не возникнет вопрос о том, как же сделать флейту в своими руками. Теперь можно попробовать сыграть на ней и представить себя в роли беззаботного пастуха на бескрайних полях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector